Большинство древних сооружений на территории Абхазии сохранились плохо. Они разрушены временем и многочисленными военными действиями на территории республики. Но есть и исключения. Одно из самых интересных — Беслетский мост недалеко от Сухума, облик которого практически не изменился за 11 столетий.
Что такое Беслетский мост и почему он так важен
Беслетский мост расположен в 7 км к северу от Сухума и перекинут через реку Беслетку (Баслу). Это однопролетное каменное сооружение, построенное в виде арочной конструкции, сохранившейся с XI–XII веков.
Основные характеристики:
- общая длина моста — 35 метров;
- ширина в самой узкой части — около 4,7 метра;
- максимальная высота арочного пролёта над уровнем воды — 9 метров;
- длина самого арочного свода — 13,3 метра.
Конструкция выполнена из тщательно обтёсанных каменных глыб в форме клиньев. Камни уложены вручную в виде арки и скреплены известковым раствором.
На поверхности моста отсутствует традиционное ограждение. Покрытие — неширокая каменная дорожка, местами изношенная. Движение по мосту на автомобилях запрещено, но пешком пройти через него можно. Правда, делать это нужно очень осторожно: в дождь камни становятся скользкими.
Мост не реставрировался в привычном смысле. Максимум, что было сделано — расчистка от кустарника и укрепление склонов от оползней. Таким образом, каждая деталь, от ширины пешеходного полотна до уклона боковых поверхностей, соответствует оригинальному проекту.
Кто построил мост Тамары — история и легенды
Беслетский мост относится к периоду XI–XII веков — времени расцвета объединённого Грузинского царства. Точная дата начала строительства, неизвестна. Архитектурные особенности и палеографический анализ надписей указывают на конец XI века как возможный момент закладки фундамента.
На боковой грани моста сохранились резные надписи, выполненные древнегрузинским письмом асомтаврули. Они высечены на тёсаных плитах, вставленных в конструкцию. Смысл текста — молитвенное обращение к Христу с просьбой о помощи и возвеличивании души в земной и загробной жизни. По стилю оформления надпись сопоставима с другими эпиграфическими памятниками времён правления царицы Тамары.
Мост был частью маршрута, который соединял побережье Чёрного моря с горными долинами. Он играл не только экономическую, но и стратегическую роль. По нему проходила военная дорога с системой башен, от которых сохранились фрагменты кладки. При этом само строение, несмотря на свой утилитарный характер, оформлено с архитектурной точностью, присущей религиозным сооружениям того времени.
Легенда о царице Тамаре: кто на самом деле построил мост
Местное название «мост Тамары» закрепилось благодаря преданию о том, что строительство велось по распоряжению царицы. Легенда не имеет прямых письменных подтверждений, но геополитическая обстановка времён её правления косвенно подтверждает такую возможность. Царица Тамара активно укрепляла пограничные области. Регион у реки Баслы был важным узлом между прибрежными землями и горными долинами.
Существует и другая гипотеза: инициатором строительства стал один из дворянских наместников, управлявших ущельем. Такие правители занимались развитием инфраструктуры, особенно если торговый путь приносил прямую выгоду.
Имя Тамары могло попасть в устное предание и как символ покровительства и порядка. Образ просвещённого монарха легче сохраняется в коллективной памяти, чем имя зодчего, даже если тот сыграл ключевую роль в возведении сооружения.
Как Беслетский мост сохранился с XI века до наших дней
Физическое состояние моста почти не изменилось со времён строительства. Это объясняется несколькими причинами:
- Каменные блоки были обтёсаны вручную в форме клиньев. Из них собран прочный свод без использования металлических креплений или цемента. Вес, приходящийся на центр арки, перераспределяется на устои. Чем больше нагрузка, тем прочнее сцепление.
- Известь, использованная при кладке, выдерживалась несколько лет. Такой раствор обладает высокой устойчивостью к влаге и температурным перепадам, а при контакте с воздухом твердеет со временем. Даже через 900 лет он продолжает выполнять свою функцию.
- Мост не попадал под обстрелы, не подвергался реконструкции с заменой элементов, не использовался в индустриальных целях. Даже в XX веке он не был расширен или модифицирован для машинного движения. Единственные утраты — частичное разрушение охранявших его башень.
Где находится Беслетский мост на карте Абхазии
Как добраться до Беслетского моста из Сухума
Доехать до сооружения можно на автобусе или на машине:
- От центрального рынка несколько раз в день отправляется автобус № 5. Ехать на нём нужно до конечной остановки, от неё пройти пешком около 2 км.
- На автомобиле можно подъехать ближе. Из центра Сухума следует двигаться по Келасурской дороге в сторону села Баслата. При сухой погоде проезд возможен почти до самого моста, но при сильных осадках последние 300–400 метров придётся пройти пешком.
Когда лучше всего посещать Беслетский мост
Апрель — май и начало осени — самое подходящее время. Не очень жарко, а дожди, которые размывают дорогу, в этот период случаются нечасто. Летом идти пешком под палящим солнцем будет непросто, а зимой дорога скользкая.
Что взять с собой в поездку к мосту
Специальная трекинговая экипировка для путешествия не нужна, поскольку оно не слишком длительное. С собой нужно взять:
- питьевую воду;
- удобную обувь на устойчивой подошве;
- ветровку весной и осенью;
- наличные, так как карты в лавках и магазинах окрестных сёл не принимают.
Достопримечательности рядом с Беслетским мостом
В окрестностях моста сохранилось несколько исторических и технических объектов, которые можно осмотреть за один день. Все они находятся в пешей доступности.
Известковые печи
В 50 метрах к югу от моста возвышаются цилиндрические каменные постройки. На первый взгляд они напоминают сторожевые башни, но это известковые печи. Здесь находился небольшой известковый завод, действовавший до революции. Известняк добывали в карьере, расположенном выше по склону. Затем его обжигали в круглых печах, постепенно накапливая материал для строительных растворов. Внутренние стенки печей покрыты следами копоти, а у подножия можно увидеть отверстия для топлива.
Оборонительные постройки
На подступах к мосту с обеих сторон можно различить фрагменты оборонительных построек. Ближе к руслу, со стороны моря, сохранились элементы каменной стены и основание прямоугольной башни. Они были частью фортификационной линии, прикрывавшей вход в ущелье.
Одно из красивейших мест Абхазии озеро — Рица!
Старейшая ГЭС Абхазии
В 700 метрах выше по течению Беслетки находятся здания старейшей гидроэлектростанции Абхазии. Её начали строить в 1905 году по инициативе мецената Александра Смецкого, а завершили через четыре года. Станция имела плотину высотой 11 метров и снабжала Сухум электричеством до революции. На ней работало более двадцати человек. В советские годы станция обеспечивала несколько ближайших сёл. Во время войны с Грузией ГЭС прекратила работу и до сих пор не используется по прямому назначению. Однако территория вокруг начала благоустраиваться, например, рядом построили бутик-отель.
Свято-Троицкий женский монастырь
Ещё один объект, заслуживающий внимания, — Свято-Троицкий монастырь, расположенный выше по дороге. Он был основан в конце XIX века и долгое время оставался приписным скитом. В 1990-х монастырь был заброшен, но позже восстановлен и вновь действует. Внутри храма можно увидеть росписи, восстановленные по сохранившимся эскизам.
Келасурская стена
В 10–12 км от Беслетского моста находятся руины Келасурской крепости. Это один из крупнейших оборонительных комплексов исторической Абхазии, относящийся к периоду раннего средневековья. Главная особенность крепости — её масштаб. Общая протяжённость укреплённой линии составляла около 60 км. Система включала каменные стены, боевые башни, дозорные посты и проходные ворота. До нашего времени уцелели фрагменты стен, две угловые башни и часть скального основания главного укрепления.
Что посмотреть в Сухуме
Где остановиться неподалёку — отели и жильё
Кроме отеля, который недавно построили рядом с ГЭС, ближайшие места для размещения туристов находятся в Сухуме. Гостиницы, гостевые дома и апартаменты разбросаны по центру города и прибрежной части.
От центра до начальной точки маршрута можно доехать на такси или автобусе. Среднее время в пути — около 15 минут. Можно заселиться в районе улицы Абазгаа или в кварталах у набережной Махаджиров, чтобы было удобно и ходить на пляж, и путешествовать.
Варианты маршрутов: от прогулки до треккинга
Есть несколько вариантов поездки:
- Самый простой маршрут — поездка на полдня. Утренний выезд из Сухума, переход по тропе от конечной остановки, осмотр моста и соседних объектов — печей, остатков башен, участка реки и возврат обратно до наступления темноты. Общее время — около 4 часов с учётом дороги.
- Расширенный маршрут на целый день предполагает посещение Беслетской ГЭС. От моста до неё примерно 700 метров по лесной тропе вдоль реки. На этом отрезке нет резких подъёмов, но участок частично размывается после дождей. Осмотр самой ГЭС занимает не более получаса, но дорога туда и обратно удлиняет маршрут почти на час.
Тем, кто готов пройти больше, подойдёт маршрут вдоль русла Беслетки вверх по ущелью. Тропа начинается за зданием старой ГЭС и ведёт в сторону склонов. Расстояние до развилки у верховьев — около 6–7 километров. Тропа пересекает участки с выступающими из земли каменными плитами и обломками скального грунта, заросли с папоротником и лианами. На некоторых отрезках виден фундамент старых строений и остатки дорожного полотна, по которому в прошлом шли повозки. Пеший маршрут требует выносливости и удобной обуви.
Ещё одно знаковое место — колоннада в Гагре!